Главная Рефераты по сексологии Рефераты по информатике программированию Рефераты по биологии Рефераты по экономике Рефераты по москвоведению Рефераты по экологии Краткое содержание произведений Рефераты по физкультуре и спорту Топики по английскому языку Рефераты по математике Рефераты по музыке Остальные рефераты Рефераты по авиации и космонавтике Рефераты по административному праву Рефераты по безопасности жизнедеятельности Рефераты по арбитражному процессу Рефераты по архитектуре Рефераты по астрономии Рефераты по банковскому делу Рефераты по биржевому делу Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Рефераты по валютным отношениям Рефераты по ветеринарии Рефераты для военной кафедры Рефераты по географии Рефераты по геодезии Рефераты по геологии Рефераты по геополитике Рефераты по государству и праву Рефераты по гражданскому праву и процессу Рефераты по делопроизводству Рефераты по кредитованию Рефераты по естествознанию Рефераты по истории техники Рефераты по журналистике Рефераты по зоологии Рефераты по инвестициям Рефераты по информатике Исторические личности Рефераты по кибернетике Рефераты по коммуникации и связи |
Контрольная работа: Технические средства образования в детском садуКонтрольная работа: Технические средства образования в детском садуГОУ СПО «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж» Заочное отделение Находка, ул. Дзержинского, 9а Контрольная работа По предмету: Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники Тема: Технические средства образования в детском саду Студента V курса, группа 851 Специальность: Дошкольное образование Кондратьева Наталья Ивановна г. Находка, ул. Постышева, д. 27, кв. 34 Контрольная получена заочным отделением: «_____»______________________200__г. Оценка работы: ____________________ Дата проверки: _____________________ Преподаватель: Пономаренко Л. М. Содержание Введение…………………………………………………………………3 1. Методика применения статичных экранных пособий……………..4 2. Методика применения звуковых средств………………………….20 3. Использование экранно-звуковых средств в учебно- воспитательном процессе…………………………………………..31 Заключение……………………………………………………………...41 Список используемой литературы…………………………………….42 Введение С древнейших времен человек конструирует себе в помощь различные приспособления для облегчения вычислений. Наряду с устройствами, предназначенными для вычислений, развивались и механизмы для автоматической работы по заданной программе (музыкальные автоматы, шарманки, часы с боем и т.п.). В шарманку, например, помещали диски с по-разному расположенными штыками в зависимости от расположения штыриков звучала та или иная мелодия. С середины 50-х годов начался бурный рост вычислительной техники. Степень развития общества начинает определять не энерговооруженность, а «инфовооруженность»: количество и производительность ЭВМ в расчете на одного работающего, наличие выхода на мировые сети коммуникаций и т.д. 1. Методика применения статичных экранных пособий Технические средства статической проекции можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью того структурного элемента урока, на котором их будут применять. На уроке статические экранные пособия редко используют самостоятельно, обычно комбинируя их с другими техническими средствами (кино, звукотехника) или традиционными наглядными пособиями. Они чаще всего выполняют функции иллюстрации учебного материала в процессе его изучения, обобщения и систематизации. Их применяют как зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, они могут служить материалом для проверки знаний учащихся, для проведения устных и письменных сочинений. Применение экранных средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока. Прежде всего нужно подготовить детей к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки - беседа, в которой учитель умело поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они знают по данной теме. Вступительное слово до показа экранного пособия не следует делать очень длинным, достаточно нескольких минут. Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые дети должны ответить, просмотрев экранное пособие. Если диафильм посвящен незнакомому вопросу, вступительное слово связывает известное с неизвестным. Например, при показе природы далеких стран учитель сравнивает ее с родной природой, говорит о различиях, связанных с климатом, и т. п. Перед показом, например, диафильма о зоопарке, вспоминают знакомых животных и т.д. Чем доступнее содержание диафильма, тем короче вступительное слово. После демонстрации учитель проводит беседу, в ходе которой он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления. На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности. Продолжительность показа пособий определяется в зависимости оттого, насколько учащиеся успевают понять каждый кадр и выполнить, если потребуется, работу с ним. Длительная демонстрация утомляет учащихся, особенно дошкольников и младших школьников. Обычно по ее окончании изображение выключается, и беседа по увиденному идет по памяти. Используется и прием повторного показа пособий. В этом случае сокращаете время демонстрации и последующие объяснения дают сами учащиеся. Стадии восприятия кадра: 1) целостный охват всего кадра. Необходимо сообщить название кадра и дать его для целостного восприятия, выдержав некоторую паузу; 2) рассматривание. Объяснение кадра; 3) синтез деталей. Возвращение к целостному восприятию после анализа. Диапозитивы допускают более вариативное использование, чем диафильмы. В течение урока можно показать до 15 цветных или до 20 черно-белых диапозитивов, но, как показали специальные исследования независимо от возраста детей лучше всего воспринимаются 5-10 кадров. Учитель может отбирать нужные кадры и использовать в тобой последовательности, варьировать их сочетание и количестве в зависимости от целей, структуры и методики проведения урока. Набор диапозитивов надо постоянно пополнять, что позволяют делать современные способы фотосъемок. Диапозитивы отличаются краткостью субтитров. Подпись под кадром, как правило, не раскрывает его содержания, а лишь показывает, что изображено на нем («Лермонтов на Кавказе», «Горная река» и т.п.). Краткость субтитров или их отсутствие позволяет часто один и тот же кадр диапозитива применять в разных классах, при изучении различных тем, показывать как при изучении нового материала, так и в процессе систематизации и обобщения знаний, или при опросе учащихся и т.д. Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов такая система расположения материала может и не использоваться, что делает их более маневренными. Учитель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала. Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное наглядное представление об изучаемом объекте. Отсутствие пояснительного текста или информативную незаконченность диапозитива можно использовать для создания проблемной ситуации, когда соответствующий комментарий учителя не содержит полной информации. Поиск и дополнение этой информации на глазах у учащихся или самими учениками позволяет разрешить возникшую ситуацию. В этих случаях учителю по сравнению с использованием диафильмов предоставляется большая возможность творчески включать экранный материал в структуру урока в соответствии с учебными целями и применяемыми на уроке активными методами обучения. Такие вопросы и задания в сочетании с иллюстрациями заставляют учащихся анализировать, сопоставлять развивают логическое мышление, пробуждают творческую активность, приводят к самостоятельным рассуждениям и выводам. Например, кадры из серии диапозитивов по географии «Общие географические закономерности» в сочетании с правильно поставленными вопросами позволяют методом эвристической беседы сформировать представления и понятия об основных закономерностях развития Земли, ее годового движения. Так к кадру, иллюстрирующему причины смены времен года, учитель может поставить такой вопрос: «Рассмотрите последовательные положения Земли на орбите, соответствующие дням солнцестояний и равноденствий. Какое значение имеет угол наклона земной оси для смены времен года? Если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты, как менялись бы времена года?» Подробные и свернутые диасерии по той или иной теме позволяют осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения. Сильным ученикам целесообразно предложить для работы серию более короткую, а ученикам с проблемами в обучении - развернутую. Для слабых учеников можно создавать вариативные серии с учетом трудностей, которые у них возникают. Диафильмы чаще всего применяют в качестве основного источника информации при изучении нового материала. В этом случае учитель показывает фрагмент диафильма (несколько фрагментов, а иногда и диафильм целиком) и, подчиняясь логике изложения учебного материала в диафильме, проводит объяснение. Например, во время демонстрации фрагмента «Понятие о побеге. Почки» из диафильма «Стебель» учащиеся знакомятся с побегом, рассматривают внешнее и внутреннее строение вегетативной и генеративной почек, расположение почек на стебле. После того как учащиеся рассмотрят материал фрагмента, им можно предложить самостоятельную работу с раздаточным натуральным материалом по изучению почек и их расположения на стебле. Количество кадров в учебном диафильме не должно превышать 25. Для начальных классов особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным. На документальном материале строятся главным образом диафильмы очеркового характера, а на рисованном - сюжетного. Диафильмы по литературным произведениям прививают литературный вкус, пробуждают чувство прекрасного, всесторонне знакомят с богатством оттенков русского языка и помогают точнее и ярче воспринимать и осознавать литературные образы. В учебно-воспитательных целях используются диафильмы и диапозитивные серии следующих жанров: Диафильм-сказка. Все лучшие произведения русского и мирового
сказочного фольклора экранизированы. Сказки пробуждают воображение,
творчество, развивают фантазию и эстетические вкусы Диафильм-рассказ или диафильм-повесть - это сюжетно-повествовательное произведение, отражающее различные стороны жизни на реальной основе. Для него характерно динамичное развитие сюжета. В детском саду и начальных классах школы художественные Диафильм-очерк - основной, наиболее распространенный жанр школьных учебных диафильмов. В нем есть единая сквозная идея, которая развивается на протяжении всего очерка. Но по сравнению с сюжетным диафильмом в нем ограниченно использованы художественные средства. Кадры диафильма подбирают из готового иллюстративного материала: из книг, экспонатов музеев, фотографий, что сковывает развитие сюжета. К тому же качество и с-тиль иллюстраций, подбираемых из разных источников, очень различны. Отсюда значение текста в очерке возрастает: он связывает разнохарактерный изобразительный материал, преодолевает разобщенность кадров, придает динамичность излагаемому материалу. Содержание диафильма-очерка усваивается учащимися с большим напряжением сил из-за отсутствия занимательного сюжета. Да и по характеру изложения очерк обычно насыщен значительно большим количеством познавательного материала. Для удобства применения в классе выпускают фрагментарные диафильмы-очерки, в которых каждый фрагмент используется во время объяснения соответствующего раздела программы. Учебные диафильмы очень разнообразны по своему дидактическому
назначению. Это не только информативные диафильмы, но По построению диафильмы могут быть целостными и фрагментарными. Во многих случаях фрагментарные диафильмы удобнее в использовании. Диафильмы из 30 кадров велики для одного урока, их все равно приходится использовать отдельными частями. Нередко в диафильмы для активизации познавательной деятельности учеников включаются кадры, содержащие несложные задания в виде вопросов, незаконченных изображений, ситуаций, аналогичных рассмотренным, и т.п. Выпускаются диафильмы, содержащие отдельные кадры кинофильма с титрами. Объем диафильма определяется не только числом кадров. Существен вопрос о времен, отводимом на демонстрацию всего диафильма как целостного произведения. Нельзя использовать два диафильма на одном уроке или занятии, но показ двух фрагментов из разных диафильмов вполне целесообразен. Важен вопрос и об оптимальном времени усвоения содержания каждого кадра, т. е. величины интервала между кадрами, что зависит от их содержания. Если на экране появляются карты, схемы, чертежи и т.е., требуется больше времени для их понимания и запоминания, чем при показе портрета или пейзажа. Плодотворнее на уроке и занятии применять короткие диафильмы, имеющие меньшее число кадров и четко выраженную единую тему. Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается При работе с диафильмами некоторые учителя ограничиваются чтением субтитров. Такую методику можно считать оправданной только в том случае, когда подписи под кадрами, не повторяя текста учебного пособия, дают четкую и необходимую для решения задач урока информацию. При демонстрации большинства диафильмов учителю следует предложить учащимся провести сравнение материала диафильма с ранее изученным, опираясь на свой личный жизненный опыт. Объяснение изображения на экране с помощью наводящих вопросов занимает больше времени, но оно эффективнее. Умело поставленные вопросы постепенно подводят детей к самостоятельному пониманию материала и к правильным выводам. Выразительность чтения текста диафильма учителем помогает учащимся лучше понять его содержание. Диафильм позволяет лучше рассмотреть внешний вид, форму, представить относительные размеры изучаемого объекта, так как в нем новые понятия раскрываются путем детального показа с разных сторон. Для активизации учащихся задают вопросы во время демонстрации диафильма. Они должны быть конкретны и направлены главным образом на мобилизацию внимания, уточнение деталей изображения, выявление их роли в раскрытии содержания изображения. Ответы на эти вопросы предполагаются краткие, односложные. В более редких случаях учащиеся дают развернутые ответы с места или с выходом к экрану. Разнообразна работа по содержанию диафильма после его просмотра: описание детьми понравившихся кадров и эпизодов; краткое изложение сюжета и его домысливание: составление вопросов к отдельным кадрам или фрагментам; ответы на вопросы учителя, поставленный до, во время и после просмотра; рисование по памяти, придумывание начала или продолжения, восстановление целого по показанным фрагментам (восстановление сказки, стихотворения и др.) и т.п. Например, при помощи зрительного образа на уроке создается ситуация для развития речи. Экранное изображение в этом случае выполняет функцию зрительной опоры для словарной работы, составления определенных речевых конструкций, предложений, коротких рассказов и других работ творческого характера. По кадрам диафильма легче обучать детей всем видам пересказа, состав пению плана. Можно убрать текст из кадра диафильма, прикрепив полоску темной бумаги на рамку диапроектора, и предложить учащимся самим составить субтитры для такого диафильма, а потом сравнить с текстом оригинала. Умело используя диафильм, развивают речь, творческие способности и обогащают мышление учащихся. Язык диафильма служит образцом литературного языка. Усваивая и запоминая текст, учащиеся пополняют свой активный словарь. При создании диафильмов и диапозитивов, как правило, используются высококачественные фотографии и рисунки, которые отвечают требованиям занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, рукоделию, тем более что по искусству было в свое время выпущено много как диафильмов («Виды изобразительного искусства» и др.), так и диасерий («Виктор Васнецов», «Р. И. Шишкин», «Жостовские подносы», «Русские лаки. Федоскино» и др.). Обсуждение увиденного на экране следует проводить таким образом, чтобы детям не навязывались готовые точки зрения, а они сами подходили к тем или иным выводам, что способствует не только развитию активности мышления, но и формирует его самостоятельность, способность к умозаключениям. О глубине понимания и прочности запоминания познавательного материала диафильма судят по качеству рассказов учащихся, которые должны отвечать следующим требованиям: верно и в логической последовательности пояснять кадры; правильно выявлять причинные связи между предметами и явлениями; не ограничиваясь изложением содержания текста и дополнениями учителя, расширять и углублять комментарии к кадрам диафильма. Использование диапозитивов и диафильмов в дошкольных учреждениях и в начальной школе стимулирует самостоятельное творчество детей: они играют в увиденные сюжеты, придумывают по просмотренному загадки, задачи, сказки. Эффективное применение статичных экранных пособий зависит от той роли, которую играет учитель. Зрительный образ, создаваемый тем или иным кадром, не исчерпывает полностью дидактического назначения экранного материала. Так, демонстрация кадра, содержащего информацию о многоугольниках, не формирует у учащихся логического определения понятия многоугольника, а лишь помогает создать у них конкретное представление об этих геометрических фигурах. Подписи под кадрами в какой-то мере устраняют неполноту зрительных представлений, однако и они не исчерпывают содержания кадра, а дают лишь направление для анализа изображения. Все изложенное выше показывает, что учащимся принадлежит при работе с диафильмами и диапозитивами активная роль, которая не сводится к простому комментированию зрительного ряда Учащиеся, опираясь на конкретные зрительные образы, под руководством учителя сравнивают, анализируют, выделяют главное, делают определенные логические умозаключения, обобщения. Таким образом, учитель организует единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности учащихся. Целый ряд диафильмов и диапозитивных серий построен по проблемному принципу. Примером может служить диафильм к повторительно-обобщающим урокам по истории Древнего мира «Что и как изучает история Древнего мира». Он содержит удачно продуманные и хорошо сочетающиеся с иллюстративным материалом вопросы и задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Например, на основе сопоставления двух изображений учащимся предлагаются следующие задания: «Сравните внешний облик первобытных людей. Какие изменения происходили в нем? За какое время они происходили? Почему изменились первобытные люди?» К кадру, иллюстрирующему охоту первобытных людей, поставлен вопрос: «Как вы думаете, могли ли первобытные люди жить в одиночку? Обоснуйте ответ с помощью изображения». В большинстве учебных диафильмов в начале или в конце есть кадр (или кадры), озаглавленный «К сведению учителя», в котором даны краткие методические указания по его использованию, что должно восприниматься учителем только как рекомендация. Могут использоваться и озвученные диафильмы. Это обычный цветной диафильм (как правило, рисованный), но без текста. К нему прилагается грампластинка с записью либо музыки, либо художественного чтения в исполнении известного актера или самого автора, либо фоноспектакль. Кадры диафильма переводятся по звуковым сигналам. Такие комплекты можно использовать как на занятиях, так и во внеучебное время. Звуковой диафильм обладает рядом преимуществ перед немым: кадр занимает всю площадь экрана, и не занятый чтением текста зритель имеет возможность все внимание уделить рассматриванию изображения; эмоциональное воздействие диафильма усиливается выразительной речью диктора, а также с помощью музыки и шумов, применяемых для драматического усиления или подчеркивания лиризма сцены. Поскольку демонстрация диафильма и проигрывание звукозаписи должны быть синхронными, следует хорошо продумывать расположение аппаратуры, чтобы ею было удобно управлять (при необходимости остановить показ или повторить какой-либо фрагмент). Работа с детьми по озвученному диафильму может строиться так же, как по обычному. Но при повторных просмотрах целесообразно демонстрировать только изображение, а дети будут читать наизусть или рассказывать (например, стихи А. Барто, сказку «Мойдодыр» К. Чуковского и др.). Можно и наоборот: включить пластинку или поставить кассету, а дети по памяти опишут, что изображено в кадрах того или иного фрагмента. Диафильмы и диапозитивы можно использовать начиная с младших групп детского сада при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед. Оптимальное количество кадров для показа в таких группах - 8-10 за занятие, а в старших группах - 12-15. В старых диатеках можно найти комплекты из диафильмов и диапозитивных серий, например, диафильм «Пограничники» и диапозитивы «На страже Родины». Широкое применение диапозитивы находят на уроках природоведения, например серии диапозитивов: «Времена года», «Животные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес». Для начальной школы создана серия диапозитивов к беседам об изобразительном искусстве. Демонстрируя их, учитель может с учетом возраста учащихся раскрыть основную идею произведения и остановить внимание ребят на том, какими средствами художнику удалось ее выразить. Созданы серии диапозитивов к урокам математики и трудового обучения. Очень близки к диапозитивам по своим дидактическим возможностям и эпиобъекты. Материалы для эпипроекции учитель подбирает сам, используя репродукции картин, иллюстрации из книг, тексты, фотографии или чертежи, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, выполненные специально для демонстрации. Эпипроектор увеличит мелкий шрифт книги или мелкую иллюстрацию. С его помощью можно воспроизвести на экране одновременно 2-3 изображения (параллельная проекция), сравнить и проанализировать их; продемонстрировать домашние работы учащихся для анализа всем классом. Эпипроекцию чаще всего применяют с целью иллюстрации учебного материала. Необходимость полного затемнения помещения для демонстрации эпиобъектов несколько ограничивает учителя в выборе методических приемов работы с ними, так как учащиеся не могут делать необходимые записи или зарисовки; экранное изображение нельзя сопоставить с натуральным объектом и т.д. Эпиобъекты должны быть контрастными, плотными по насыщенности цветов. Методика работы с эпипроекцией аналогична работе с картиной или диапозитивами. Обычно в детском саду и в начальной школе это средство применяется на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Но практика показывает, что его можно эффективно использовать и на занятиях по изобразительному искусству для показа технических приемов рисования, смешивания красок, для объяснения последовательности этапов работы. Эпиобъекты широко применяются в средних и старших классах на большинстве учебных предметов. Подбирая открытки, иллюстрации из журналов на ту или иную тему, воспитатели и учителя могут сами создавать серии эпиобъектов. Среди статичных экранных пособий особо следует выделить транспаранты к графопроектору. По своей структуре они принципиально отличаются от диафильмов и диапозитивов. Каждый отдельно взятый кадр комплекта транспарантов дает на экране статичное изображение, но благодаря их последовательному наложению или снятию оно приобретает определенную динамичность. Отдельные кадры накладывают один на другой постепенно, воссоздавая целостное изображение. При этом происходят поэтапное формирование понятия, последовательное раскрытие закономерности изучаемого процесса или явления, показ отдельных элементов целого. Используют и другой прием работы с транспарантами: постепенно снимают отдельные кадры. В этом случае учащиеся получают объяснения от общего к частному, от целостного явления к отдельным его элементам или к раскрытию каких-то процессов. Смешанное использование приемов наложения, снятия и каширования (смешения) транспарантов позволяет вскрывать и детально изучать весьма сложные понятия и закономерности. Например, используя серию транспарантов «Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания», преподаватель, накладывая поочередно транспаранты, создает цельную картину устройства. Затем, двигая транспаранты с изображением поршней, он объясняет принцип работы двигателя, порядок работы поршней. Когда речь идет о сжатии смеси в цилиндре, накладывается транспарант синего цвета, изображающий смесь бензина с воздухом. В момент воспламенения и сгорания смеси накладывается оранжевый транспарант, иллюстрирующий горение смеси в цилиндре. Так создается картина работы двигателя. После объяснения преподаватель может предложить учащимся самим воспроизвести процесс в той же последовательности с использованием серии транспарантов. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. На уроках математики перемещением одного транспаранта относительно другого можно иллюстрировать расположение кривых относительно оси координат, взаимное расположение фигур и т. д. На уроках астрономии методом перемещения можно наглядно объяснить, почему происходят лунные затмения. Транспаранты можно располагать в любой плоскости, чередуя самые разные по размерам и техническому исполнению, рисовать на пленке фломастерами с прямой демонстрацией на экран. Все это могут делать учитель, учитель и ученик, несколько учеников, дополняя и уточняя друг друга. С помощью графопроектора, как уже отмечалось, можно показать опыты по физике, химии и биологии, проводимые на прозрачных пластинках или в ваннах. Например, можно продемонстрировать при помощи графопроектора спектры магнитного поля постоянных магнитов, магнитного поля электрического тока, модель броуновского движения, явления смачивания и несмачивания и многое другое. Можно дополнять рисунки теневой проекцией вещей и предметов, при которой демонстрируются самые типичные положения и формы. Интересен прием, при котором проецируются определенные изображения посредством кодоскопа на какую-либо большую таблицу, картину, географическую карту. Графопроектор часто используют вместо традиционной классной доски для проекции записей учителя. Все записи, которые учитель обычно выполняет мелом на доске, он может делать по ходу урока (или подготовить их заранее) на прозрачной пленке и проецировать с помощью графопроектора. Транспаранты можно применять и в сочетании с классной доской. В этом случае спроецированное на доску изображение достраивают, дорисовывают, дополняют. Например, на доску проецируют предложения с пропущенными буквами. Учащимся предлагается на доске вписать нужные буквы. Затем накладывают второй кадр, на котором в соответствующих местах другим цветом изображены пропущенные буквы, и быстро проверяют выполненную работу. Можно спроецировать примеры, которые надо решить, геометрические фигуры, которые надо назвать или сосчитать, и т. д. Большие возможности открывает этот прием на уроках математики. Используя комплект транспарантов с изображением основных плоских и пространстве иных фигур, можно решать самые разнообразные задачи, выполнять множество заданий на построение. При этом сохраняется время, которое потребовалось бы затратить на вычерчивание необходимых фигур. Транспаранты как условно-графический вид наглядности отражают изучаемые объекты и явления в форме плоскостных символов, и поэтому они наиболее эффективны лишь в комплексе с другими средствами обучения. Так, на уроках зоологии целесообразно сочетать демонстрацию транспарантов «Внешнее строение насекомого» соответствующего учебного кинофрагмента и кинофильма с наблюдением натуральных объектов. При просмотре транспарантов «Строение цветки» на ботанике необходимо сопоставлять отдельные элементы изображения соответствующими элементами гербарных образцов. Транспаранты «Схема внутренних производственных связей Урала» требуют одновременной работы с картой. Транспаранты к кодоскопу обеспечивают последовательность в формировании представлений по их составным элементам. Например, серия транспарантов «Круговорот поды в природе» предназначена для демонстрации на уроках природоведения при изучении вопроса «Круговорот поды в природе» по теме «Вода в природе». Для формирования более четкого представления об этом явлении полезно расчленить изучаемый процесс по следующим папам: на кодоскоп устанавливаю транспарант № 1 представляющий собой схематическое изображение моря и суши в разрезе. Наложение транспаранта № 2 на 1 создает картину испарения воды с поверхности моря, транспарант № 3 показывает образование облаков и туч и выпадение осадков, на транспаранте № 4 схематично изображен сток воды с поверхности земли, на транспаранте № 5 - просачивание воды через водопроницаемые слои, образование подземных вод и их отекание в водоемы, на транспаранте № 6 стрелками фиксируется весь круговорот воды. Когда все транспаранты накладываются один на другой, воспроизводится схематический рисунок круговорота воды в природе, который уже не требует дополнительных разъяснений. На транспарантах прекрасно смотрятся различные схемы, диаграммы, графики, таблицы, которые можно заранее готовить к уроку, вычерчивать непосредственно в процессе изложения материала, предлагать учащимся воспроизвести или создать новые на этапах повторения и обобщения или контроля знаний. Тем более что демонстрирование сложных по начертанию и требующих безукоризненно четкого и точного выполнения графических изображений в большом масштабе возможно только с помощью современной проекционной техники. Она обеспечит отчетливую видимость с последних мест класса не только общих контуров, но и деталей чертежа, схемы. Экспонируемый на экране кадр учитель может детально проанализировать, фиксируя внимание учащихся на особенностях графического оформления. При помощи схем можно отражать определенные явления, отношения, структуры, функции, процессы и т.д. При составлении схематических изображений необходимо соблюдать следующие дидактические требования: а) соответствие уровню знаний обучающихся и необходимому уровню абстракции; б) учет логических путей и возможностей установления связей с реальностью; в) отсутствие перегруженности схем текстом. При разработке схематических пособий важно учитывать определенные эргономические требования: а) элементы одинакового значения должны иметь одинаковую форму изображения и связи (величину символов, линий, стрелок, соотношение сторон, обрамление, подчеркивание и т.д.); б) в схемах, изображающих динамику, следует при помощи стрелок показывать изменения между функциональными элементами, причинами и следствиями; в) линии целесообразно изображать одинакового вида; г) при комбинации статических и динамических схем полезно их выделять различным оформлением. Применение схем, таблиц, графиков предполагает не только систематизацию информации, по и более абстрактный и обобщенный уровень ее усвоения. 2. Методика применения звуковых средств Звуковые средства обучения наряду с диафильмами можно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания в школьной массовой практике. Они широко применяются на уроках по всем предметам, занимают значительное место во внеклассной воспитательной работе. По ряду школьных дисциплин в соответствии с учебными программами в 80-х годах были выпущены комплекты грампластинок, объединенные в фонохрестоматии. В настоящее время начинает налаживаться выпуск аудиокассет для использования в учебно-воспитательном процессе. Вот перечень современных аудиокассет одной из московских школ: «Великие путешественники» (2 части), литературные чтения - А. Чехов, С. Есенин, А. Куприн, И. Бунин, Л. Толстой, А. Пушкин, И. Тургенев. А. Кристи, Р. Бредбери; английский язык (8 класс), звуковое приложение к учебнику «Курс английского для продолжающих», сказки, песни В. Шаинского, 60 лет студии «Союзмультфильм». «Крылатые качели». «13 классических жемчужин», «14 классических жемчужин». Магнитная запись открывает гораздо более широкие педагогические возможности, нежели грамзапись. Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику преподавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их. Точная запись устной речи при обучении дает воз ложность учителю сделать ее у учащихся более правильной и выразительной, отработать интонации, темп, добиться умения применять паузы и другие приемы, исправить содержательные ошибки. Звукозапись используют при изучении грамматики, в особенности тех разделов синтаксиса, где важна интонация, так как от неё зависит правильная расстановка знаков препинания. Магнитофон можно применять для магнитофонного опроса, когда по очереди 3-4 ученика во время уплотненного опроса тихонько наговаривают небольшие по продолжительности (2-3 мин) ответы на магнитофон, которые учитель прослушает после урока и поставит отметки. После прослушивания учитель может отработать ответ вместе с учеником, уточнить и исправить все допущенные ошибки и неточности. Такой опрос хорошо использовать для робких и слабоуспевающих учеников, которые боятся говорить перед классом. Звуковые записи позволяют на уроках по ряду предметов - физике, астрономии, химии, биологии, географии, математике и трудовому обучению - воспроизвести рассказ о научной экспедиции, научном эксперименте или об открытии, услышать репортаж с космического корабля, с подводного батискафа и многое другое. Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на
основании записей с радио- и телеприемников, живой В старших классах, чтобы вырабатывать у учащихся навыки записи лекций и объяснений учителя, на магнитную ленту можно записать план школьной лекции, цель, основные тезисы и выводы. Ее можно включать после окончания лекции, чтобы уточнить сделанные записи, или по ходу изложения после отдельных частей лекции, чтобы все успели записать необходимый материал. Грампластинки в классе прослушивают на электрофонах, которые до сих пер есть в продаже. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК. Для прослушивания записей с магнитных лент магнитофон или аудиосистему устанавливают так, чтобы звучание записи в классе было достаточно громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяют маневрировать ими до тех пор, пока всем учащимся не будет четко слышен звук. Голоса школьников обычно записывают у стола учителя при помощи микрофона. При удлинении провода учитель сможет подходить с микрофоном к любому ученику. Можно также использовать радиомикрофоны, которые легко перемещать в любое место класса или зала. Современная аудиоаппаратура позволяет составить музыкальную программу, которая будет автоматически воспроизводиться по ходу урока в установленное время и в установленном режиме. Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок. В школьной практике используют следующие виды аудиозаписей. Документальные звукозаписи, которые включают записи голосов писателей, исторические фонодокументы, выступления политических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников событий. Фонохрестоматия «Великая Отечественная война» воскрешает страницы трагической и героической истории нашей страны. Грампластинки и магнитофонные записи «Говорят писатели», «Поэты читают свои стихи» и т.д. позволяют услышать живые голоса классиков литературы: А. Ахматовой, А. Блока, М. Горького, С. Есенина, М. Зощенко, В. Маяковского, Н. Островского, М. Светлова, К. Симонова, Л.Толстого, М. Шагинян, М. Шолохова и др. Документальность записей производит сильное впечатление на слушателей. Тематические звуковые пособия - специальные фонозаписи по темам школьных программ. Например: «Структура образа в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя», «Погиб поэт», «Петербург Достоевского», «Голоса истории живые», «Из искры возгорится пламя», «Куликовская битва», «Джордано Бруно», «Кеплер», «Ветер с моря» (о А. С. Попове) и др. Записи музыкальных произведений прежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкального искусства, научить дошкольника и школьника слушать музыку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содержание и характер. Но музыка выступает не только как предмет изучения. С помощью музыки создается исторический фон, который вводит в атмосферу времени. Она способствует раскрытию содержания литературного произведения, повышает настроение, создает общий эмоциональный фон, стимулирует работоспособность. Музыка должна соответствовать возрасту, интересам, развитию и музыкальной подготовке учащихся. Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и г. п. Звукозаписи для организации самостоятельной деятельности учащихся ни уроке - записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся. Такие записи готовит учитель. Этот вид звуковых пособий получил широкое распространение не только на уроках русского и иностранного языков, но и на уроках по таким предметам, как математика, физика, химия и т.д., которые проводятся в целях контроля или закрепления изученного материала. Звукозаписи диктантов и заданий приучают школьников работать в нужном темпе, концентрируют их внимание на выполнении работы, дисциплинируют. В процессе этой работы учитель, освобожденный от чтения текста диктанта или заданий, может контролировать самостоятельную деятельность учащихся, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. В старших классах звукозаписи можно использовать при индивидуальном выполнении лабораторных работ, дифференцируя уровень самостоятельности - от передачи на головные телефоны учащегося полного пошагового алгоритма выполнения работы до общих или отдельных уточняющих указаний. Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специальных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и кабинетов по иностранному и русскому языкам дает возможность учащимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача трудная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы (жесты и движения говорящего, мимика, артикуляция). Программу к уроку готовит учитель. Он выбирает готовые грамзаписи или магнитоальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечивают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке. Этапы работы учителя на уроке с применением звукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа. Вопрос о месте звукозаписи на уроке решается в зависимости от цели, которую предполагается достигнуть на уроке, учитывая, что фонозапись не может заменить объяснения программного материала, она лишь составная часть излагаемого учителем: введение в рассказ, иллюстрация, продолжение, завершение его. Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе; сопоставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встречаются разночтения, требующие предварительного комментария; хронометрирует каждую отдельную запись; обдумывает вступительный или последующий комментарий (во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы: они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринимаются учащимися); формулирует вопросы к учащимся. При планировании намечается место звукозаписи в ходе урока, которое определяется теме и, спецификой изучаемого материала, характером записи и т.д., и прежде всего, на что уже обращалось внимание, - той целью, которую ставит перед собой преподаватель. Содержание, форма и количество используемых на уроке звукозаписей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприятию фонозаписи. Обычно при укреплении и особенно повторении темы звукозаписи отводится больше места, чем при изложении нового материала, так как прослушиванием записи нельзя подменять слово преподавателя. Ни одне даже самая уникальная запись не может заменить живого слова учителя. Перед прослушиванием звукозаписи (лучше перед повторным, чтобы не нарушать целостности восприятия и не снять эмоционального настроя) целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильными для них, учитывать их знания, развитие, возраст. После прослушивания записи обязательно нужно дать учащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своего отношения к нему и только после этого проводить беседу. Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, нацелил их на определенную деятельность, как организовал последующую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место. Цель и характер применения звукозаписи на уроках по разным На уроках русского языка и литературы она занимает значительное место при анализе текста литературного произведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи. Фонохрестоматия по русской литературе включает литературные, документальные, музыкальные звукозаписи; художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произведений, фрагменты из спектаклей, опер, романсы. Записи программных художественных произведений содержат лучшие образцы исполнения мастерами художественного слова литературы; произведений, изучаемых в школе. Фонохрестоматия по русской литературе позволяет услышать на уроке В. И. Качалова. В. Н. Яхонтова, А. Н. Грибова, И. В. Ильинского, Ираклия Андроникова и др. Их выразительное чтение способствует глубине восприятия художественного произведения, усиливает эмоциональное готическое воздействие слова. Но нельзя чтение художественных текстов подменять прослушиванием грамзаписей, а само прослушивание проводить без соответствующей подготовки учащихся к его восприятию. Использование на уроках фонозаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова требует от учителя более строгого отношения и постоянного внимания к мастерству выразительного чтения, к культуре своей речи, более тщательной предварительной подготовки. Постановка учебной цели включения звукозаписи в урок определяет характер вопросов и заданий перед прослушиванием. Так, грамзапись «Чичиков у Собакевича» к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь. Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, связанное с анализом речи, например: сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым. Как изменились подбор слов и манера говорить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие. Такая постановка вопросов определенным образом направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей работы, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения. Работа над образами литературных героев с привлечением звукозаписей способствует более глубокому проникновению в текст, позволяет почувствовать силу искусства слова. Если цель прослушивания - обучение выразительному чтению, то часто прибегают к сопоставлению образцов исполнения одного произведения различными чтецами. Например, сопоставляют чтение басен И. А. Крылова в исполнении А. Н. Грибова и И. В. Ильинского, чтение стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» В.Н.Яхонтовым и А. М. Шварцем. Перед прослушиванием учащимся предлагают сопоставить исполнительскую манеру чтецов, установить различия в их исполнении. При этом анализ приемов выразительного чтения тесно связывают с работой над литературным текстом. Работу завершают чтением произведения учащимися. Их исполнение не должно сводиться к слепому подражанию мастерам художественного слова, они могут дать свою интерпретацию произведения и обосновать ее. Чтение некоторых учащихся записывают на магнитофон и воспроизводят здесь же, на уроке. Этот прием весьма эффективен: учащиеся, слушая собственное исполнение произведения и сравнивая его с образцами, легче находят ошибки и недостатки в своей речи, которые тут же исправляются. По грамзаписям фонохрестоматии можно, как по обычным текстам, проводить обучающие изложения. На уроках истории применяют как документальные записи, так и художественные отрывки, воспроизводящие на документальной основе исторические события. Они помогают учащимся глубже проникнуть в историческую действительность, конкретизируют ее и способствуют созданию ярких образов. В них звучат голоса очевидцев событий или записи с места события, которые не только имеют большое познавательное значение, но и вызывают у учащихся глубокий эмоциональный отклик. На уроках иностранного языка звукозапись применяют для обучения восприятию иностранной речи на слух, для упражнений в речевой практике учащихся. На материале звукозаписей проводят разнообразную работу: пересказ учащимися прослушанного текста, ответы на вопросы, связанные с содержанием звукозаписи, диалогическое воспроизведение текста и др. На уроках физического воспитания звукозапись играет роль функциональной музыки, которая стимулирует и регулирует физиологические и психические процессы человека при выполнении им мышечной работы. Музыкальное сопровождение повышает эмоциональное состояние учеников, вызывает стремление выполнять движения энергичнее, вырабатывает чувство ритма. Все это усиливает воздействие упражнений на организм, способствует успешному их освоению. Музыку подбирают в соответствии с ритмом и характером выполняемых упражнений. Основные условия применения функциональной музыки на учебных занятиях по физической культуре: - дискретное (прерывающееся, дозированное) использование музыки в течение занятия на разных этапах и с разным подбором музыкальных программ, служащих целям врабатывания, лидирования музыкального сопровождения и успокаивания в конце занятия; - чередование музыкально озвученных и обычных уроков; - использование музыки только при выполнении простых или хорошо отработанных упражнений. Музыка должна звучать без сопровождения речи или других звуковых помех. Необходимые в это время команды следует осуществлять с помощью показа или специально оговоренных сигналов. Музыкальная программа занятия должна вызывать у учеников положительные эмоции. На уроках математики, физики, химии звукозапись используют в основном для проведения диктантов, организации самостоятельной работы учащихся. Для проведения диктанта учитель заранее составляет контрольный текст в виде вопросов и логически неоконченных фраз. Затем этот текст он записывает на магнитофон, повторяя каждый вопрос 2-3 раза с интервалом между ними, достаточным для обдумывания учениками очередного вопроса и записи ответа в тетради. На уроках физики звукозапись может быть использована при постановке опытов но разделам «Звуковые колебания и волны», «Электромагнитные колебания». По первому разделу большую помощь учителю окажет набор грампластинок «Акустика». Очень часто используются фонозаписи в начальной школе. В 70-80-е годы для младших школьников были созданы разнообразные звуковые пособия: «Песни для заучивания в начальной школе», «Музыкальные произведения для прослушивания в начальной школе», «Физкультура в 1, 2, 3 классах», «Утренняя гимнастика для школьников 7-8-9 лет» и др. Вышло много пластинок с записью голосов птиц и зверей, детских радиопередач и радиоспектаклей и специально созданных и записанных познавательных театрализации. Слушая музыкальные записи, младшие школьники учатся определять характер и средства музыкальной выразительности, различать звучание отдельных инструментов и оркестра, сольного и хорового пения, певческих голосов, получают представление о мелодии и аккомпанементе, разных музыкальных жанрах. Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к урокам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и пробуждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное самостоятельно. Таковы разнообразные приемы применения звукозаписи в школе. Эти приемы, однако, не исчерпывают всех возможностей, которые расширяются, когда звукозапись выступает в сочетании с другими средствами обучения в комплексе, если она сопровождается зрительными образами. Такая работа требует особенно тщательной предварительной подготовки, чтобы зрительный и слуховой ряды полностью совпадали. 3. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность. Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма (о которых уже шла речь в главе второй), позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране. Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определенными паузами. Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, использованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ничего изменить не может. Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи. Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся: а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях; б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям; в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие; г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями; д) с микро- и макрообъектами. Напомним, что учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей; хрестоматии; фрагментов и кинокольцовок; видеофильмов. Требования к учебному фильму: 1) четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма; 2) отсутствие многотемности; 3) простое композиционное построение кадра с четким выделением главного; 4) дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение; 5) дикторский текст должен иметь паузы, для того чтобы не мешать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения; 6) занимательность фильма, использование разнообразных способов и приемов съемки; 7) показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах; 8) создание проблемной ситуации; 9) включение в текст изложения вопросов, заданий, если необходимо, инструкций; 10) короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты. Дидактические функции учебного фильма на уроке: источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средство при контроле знаний. Подавляющее большинство фильмов можно использовать в различных учебных ситуациях в зависимости от целей и содержания урока. Так, видовые фильмы о временах года («Весна», «Зима», «Осень», «Лето») на уроках природоведения сначала можно смотреть по частям: признаки времени года, деятельность людей, а на обобщающем уроке - просмотреть целостно. Но это не значит, что структура и содержание фильма строго предопределяют его дидактические функции на уроке. Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач. Широко используются фильмы для творческой работы на уроках русского языка. Если учитель ставит цель научить детей писать сочинения-описания, лучше обратиться к видовым фильмам. Для развития логического мышления, способностей рассуждать и доказывать целесообразнее использовать документальные, исторические фильмы, фильмы-экскурсии. Для формирования умений давать характеристики героям видеосюжетов, оценку разворачивающимся на экране событиям рекомендуется просмотр короткометражных художественных сюжетно-ролевых фильмов. Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видеофильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст: каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме); в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без комментария учителя. Необходимо продумать время фильма в структуре занятия. При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на других учебных предметах, или в других классах, фрагменты фильма, которые можно предназначить для самостоятельного просмотра учащимися. Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность. Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его. Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжительное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздерживаться от его комментария; он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий должен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения. Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо: - пояснить непонятные места фильма; - обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить; - подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными; - теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание; - связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока. Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного - два-три. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи учащихся следует ставить вопросы, направленные на описание картин, особенностей ландшафтов, природных явлений и т.п. Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь. Если фильм используется как источник знания и содержит новые для учащихся сведения, то для его качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма. Целевую установку можно дать в форме вопросов, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ на основе фильма. Например, к фрагменту «В тундре Северной Америки» можно предложить такие вопросы: почему в тундре распространена вечная мерзлота, много болот и озер? Как растения и животные тундры приспосабливаются к условиям климата? Почему в тундре полоски леса встречаются только по берегам рек? Иногда внимание учащихся к содержанию фильма можно привлечь, рассмотрев с ними план фильма, отражающий в нем главное. Пункты плана определенным образом ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, позволяют им отличить основное от второстепенного, выделить существенное, дают направление для восприятия. Эффективной формой мобилизации внимания учащихся, повышения их ответственности при просмотре фильма, активизации восприятия являются задания, которые перед его демонстрацией формулирует учитель. Например, перед просмотром фильма по ботанике «Строение стебля, передвижение веществ в растении» учащимся предлагается особое внимание обратить на строение стебля, название его частей, а по окончании по памяти зарисовать в тетради стебель, движение веществ в нем и сделать соответствующие надписи к рисунку. Ученикам можно дать домашнее задание: нарисовать иллюстрации к фильму и сделать к ним подписи. На занятиях по естественнонаучным и техническим дисциплинам по теме фильма они могут повторить несложный эксперимент, сделать простые модели или макеты, а на уроках русского языка и литературы подготовить пересказ по плану фильма, воспроизвести диалог действующих лиц, написать эссе, изложение, сочинение по мотивам увиденного. Задания учащимся можно дополнить вопросами. Например, перед демонстрацией кинофрагмента по природоведению «источник. Река» получают задание изобразить в тетрадях схему образования источника и ответить на вопросы: как образуется источник? Как образуется река? Чем горная река отличается от равнинной? Учебный кинофильм - эффективное средство обучения, оказывающее
большое влияние на учащихся. После его демонстрации Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им Чаше всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель не просто воспроизводит в памяти учащихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической переработке: анализу, сопоставлениям, раскрытию причинно-следственных связей и т. д. Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или следующем уроке. При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре. Повторный показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля. Полезно использовать фильмы до выхода с детьми на экскурсию. Это поможет обратить их внимание на цель экскурсии. Снятый на: видеокамеру ход экскурсии используется в послеэкскурсионной работе для более детального осмысления того, что на ней было увидено и услышано, для дополнения и расширения полученного материала, выявления уровня полученных знаний. Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формулированию проблемы. 15 другом случае с помощью фрагмента сообщается опорный фактический материал, ведущий к появлению вопроса. Фрагмент может отражать историю возникновения проблемы в науке или жизни и пути се разрешения. Хорошо, когда он содержит факты, удивляющие учеников, вызывающие желание докопаться до истины. Следует заметить, что производство учебных фильмов сейчас организовано гораздо хуже, чем раньше, а многие из старых фильмов приходят в негодность. Однако в помощь учителю все же выпущены видеофильмы, и вместе с учениками он сам может подготовить видеозаписи. Видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью (или используя видеокамеру) можно зафиксировать на пленку кинофрагменты или кинофильм, снять самостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, оперативный репортаж о событиях, показать телепередачу, диакадры, изображение с кодотранспарантов, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы. Подготовленный видеофильм учитель гложет продемонстрировать на
уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить
записи или какие-либо задания на Видеозаписи можно многократно повторять в классе для уточнения и обобщения знаний, формирования навыков доказательства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний. Учащиеся могут многократно просмотреть их индивидуально для самоанализа, самокорректировки, перезаписи ответа, выступления, сообщения и др. Простота управления процессом самозаписи и воспроизведения позволяют организовать разнообразные виды самостоятельной работы учеников. Дидактические возможности применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими СО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока. С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного задания. Учебная видеозапись полезна и на этапе обобщения учебного материала. Учитель может подготовить запись, фиксирующую основные моменты одной темы, группирующую материал по отдельным темам курса. Учащиеся просматривают запись с новых позиций, она становится предметом обсуждения, дополнения и критики. Активное отношение учащихся к видеозаписи достигается не только за счет ее содержания, но и за счет своеобразия композиционного решения, монтажа материала. Два одинаковых фрагмента из разных постановок одного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставления, сравнения. Показ незавершенного эксперимента вызовет необходимость самостоятельного продолжения работы, пропуск определенного этапа в изложении материала потребует восстановления пропущенного с помощью текста и т. л. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересы которого ему известны, вопросы и задания закладываются в сценарий таким образом, чтобы активизировать мысль определенной группы учащихся, к которым можно обратиться с экрана непосредственно, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать объяснение или повторение учебной темы. Значительный эффект можно получить, применяя, на уроках с использованием видеозаписи специально подготовленный раздаточный материал в виде несложных заданий, выполняемых по указанию и инструктажу с экрана монитора. На видеопленку можно записать ответы учащихся. Разработка и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превратить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивидуальные потребности и интересы каждого воспитанника. Видеозаписи раскрывают неограниченные возможности для творческой работы учителя или воспитателя. Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в роле восприятия целиком, и зритель видит все развертывающееся действие, но с четким выделением главного. На телеэкране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма надо чаще использовать крупный план, подетальное изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, находится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смотрящему фильм. На телеэкране хуже передается перспектива, теряется все масштабное, грандиозное. Заключение Каждое средство обучения, входящее в комплекс, должно выполнять определенные
дидактические задачи, вытекающие из общих При составлении и использовании комплекса СО следует
избегать применения однотипных, близких по содержанию пособий (на Структура занятий с комплексным использованием СО по возможности должна отвечать таким требованиям: смена видов восприятия и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы, постоянная активизация мыслительной и речевой деятельности обучаемых. Большую помощь учителю в подготовке комплекса средств обучения может оказать картотека СО, имеющихся в кабинете, составленная для каждого учебного предмета по классам. Картотека может быть подобрана по темам программы - тематическая картотека и по урокам поурочная. В каждой карточке указываются тема программы и урока, методы и организационные формы обучения, перечень имеющихся по данному вопросу средств обучения с указанием места их хранения. Список используемой литературы 1. Каджаспирова «Использование Технических средств в дошкольном образовании». – М.: «Просвещение», 2001 г. 2. Сыч В. Д. «Технические средства в детском саду». – М.: «Просвещение», 2000 г. |
|