реферат
Главная

Рефераты по сексологии

Рефераты по информатике программированию

Рефераты по биологии

Рефераты по экономике

Рефераты по москвоведению

Рефераты по экологии

Краткое содержание произведений

Рефераты по физкультуре и спорту

Топики по английскому языку

Рефераты по математике

Рефераты по музыке

Остальные рефераты

Рефераты по авиации и космонавтике

Рефераты по административному праву

Рефераты по безопасности жизнедеятельности

Рефераты по арбитражному процессу

Рефераты по архитектуре

Рефераты по астрономии

Рефераты по банковскому делу

Рефераты по биржевому делу

Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству

Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту

Рефераты по валютным отношениям

Рефераты по ветеринарии

Рефераты для военной кафедры

Рефераты по географии

Рефераты по геодезии

Рефераты по геологии

Рефераты по геополитике

Рефераты по государству и праву

Рефераты по гражданскому праву и процессу

Рефераты по делопроизводству

Рефераты по кредитованию

Рефераты по естествознанию

Рефераты по истории техники

Рефераты по журналистике

Рефераты по зоологии

Рефераты по инвестициям

Рефераты по информатике

Исторические личности

Рефераты по кибернетике

Рефераты по коммуникации и связи

Курсовая работа: Аудитория

Курсовая работа: Аудитория

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1.  Трактовка понятия «аудитория» в социологической литературе

1.2.  Образ жизни как социальная характеристика аудитории

1.3.  Стиль жизни как социокультурная характеристика аудитории

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАЛУЖСКОЙ АУДИТОРИИ РАДИО ШАНСОН

2.1. Радио как средство массовой информации

2.2. История Радио Шансон

2.3. Экспериментальное исследование калужской аудитории Радио Шансон

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества средства массовой информации являются одним из важнейших участников социальных отношений. Пресса, радио, телевидение и интернет являются теми источниками, из которых можно всегда получить информацию о важнейших событиях как мирового, так и регионального масштаба. В настоящее время в связи с бурным развитием телевидения и интернета значение радио и печатных СМИ в процессе информирования общества несколько уменьшилось. В своей курсовой работе мы коснёмся второго по времени появления средства массовой информации – радио и на примере калужской аудитории Радио Шансон попытаемся определить социальный портрет и стиль жизни современных радиослушателей

Цель: выявление социального портрета и стиля жизни калужской аудитории Радио Шансон.

Задачи:

·          сбор и анализ теоретического материала об образе и стиле жизни как социальных характеристиках аудитории;

·          проведение экспериментального исследования с целью выявления социального портрета калужской аудитории Радио Шансон;

·          обработка и интерпретация данных экспериментального исследования.

Объект: калужская аудитория Радио Шансон.

Предмет: социальный портрет и стиль жизни калужской аудитории Радио Шансон.

Практическая значимость данной курсовой работы определяется тем, что подобное исследование проводится впервые в г.Калуга и её материал будет способствовать повышению рейтинга Радио Шансон.

Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.


ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1.Трактовка понятия «аудитория» в социологической литературе

Аудитория является одним из ключевых понятий как в социологии, так и в PR. Подходя к данному понятию с социологической точки зрения, составители Российской социологической энциклопедии определяют аудиторию как совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. [17]. Ф. Джефкинс, Д. Ядин в книге «Паблик рилейшнз» предлагает рассмотреть это понятие в контексте деятельности PR-специалиста. Основываясь на том, что зачастую понятие «аудитория» отождествляют с понятием «общественность», они определяют аудиторию как группу людей внутри организации или вне её, с которой организация так или иначе взаимодействует.[5, с.81]

Развивая тему взаимосвязи этих двух понятий В.Г.Королько говорит, действительно, иногда возникают ситуации, когда между ними можно поставить знак равенства. Такое случается тогда, когда отдельная группа людей рассматривается как объект определенных форм влияния, пассивный реципиент информации, к примеру, лекций, обращений, посланий и даже линии поведения какого-либо лица или организации, которые рекламируются. [11, с.135]

Аудитория имеет ряд количественно-качественных характеристик. Величина аудитории - показатель социальной значимости и масштабов влияния определённого источника информации. Завоевание всё более широкой аудитории для источников информации представляет один из важных практических результатов информационно-пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Одним из важнейших факторов, определяющих качественные характеристики аудитории является уровень образования. Последний оказывает прямое влияние на выбор аудиторией того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации. Критерий образования не имеет однако универсального, абстрактного характера. Он по-разному преломляется в различных социальных условиях того или иного общества. [17, с.42]

Таким образом, аудитория является одним из важнейших структурных элементов коммуникативного процесса. Знание специфических потребностей аудитории, а также её интересов является залогом успешной деятельности организации в условиях современного рынка.

1.2.Образ жизни как социальная характеристика аудитории

Образ жизни является важнейшей качественной характеристикой обществ, классов, наций, людей. Каждый представитель той или иной социальной группы находясь в общих условиях с группой, подчиняется определенным традициям, принимает определенные ценностные ориентации и установки, усваивает определенные образцы поведения и действия, тем самым становясь носителем определённого образа жизни. Входя на сегодняшний день в сферу рассмотрения таких наук как социальная философия, социология и история, категория «образ жизни» занимает одно и центральных мест и в нашей курсовой работе.

Чтобы более точно очертить границы анализируемого понятия обратимся к определениям, даваемым ему в научной литературе. Итак, в Демографическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение образа жизни – это устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы групповой, а также индивидуальной жизнедеятельности людей.[4] В Российской социологической энциклопедии образ жизни трактуется как социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни определяющими её. [17] А.П.Бутенко в книге «Социалистический образ жизни» определяет образ жизни как способ жизнедеятельности данного социального субъекта, определяемый способом производства, уровнем жизни, естественно-географическими и общественно-историческими условиями, а также ценностными установками. [3, с.13]

Исходя из вышеприведённых определений, можно сделать вывод, что носителями образа жизни могут быть индивид или социальная группа, а сам образ жизни представляет собой совокупность видов деятельности, обусловленную характером исторического развития общества.

Понятие «образ жизни» имеет довольно сложную структуру. С.В. Соколов в книге «Социальная философия» говорит, что в образ жизни данного субъекта входят определенные потребности, интересы, цели, реализация которых является условием его жизнедеятельности. Эти потребности делятся на потребительские (материальные), практические (экономические, политические), духовные. Потребности выступают критериями качества образа жизни. Далее, в образ жизни входят побуждаемые соответствующими потребностями виды жизнедеятельности: бытовая, экономическая, политическая, духовная и т.п. Эти виды жизнедеятельности включают в себя предметы, орудия, условия, способности, действия и операции субъекта. И наконец, в образ жизни социального субъекта включаются материальные, экономические, политические, духовные и т.п. блага и отношения с другими социальными субъектами, которые вызывают состояния его удовлетворения или неудовлетворения. Степень удовлетворения потребностей, а не только их реализация играет важную роль в образе жизни человека. [18, с.309]

Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в различных сферах жизнедеятельности, понятие «образ жизни» обладает значительными возможностями в раскрытии и характеристике данного общественного устройства. С помощью этого понятия можно показать, как живёт человек в данном обществе и что делает последнее для развития его индивидуальности, реализации творческих сил и способностей. Социально-экономические, культурные и природные условия формируют и обусловливают образ жизни, но он не сводится к сумме или совокупности тех или иных обстоятельств. Взятый в единстве объективного и субъективного аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, сотканная и элементов материальной и духовной жизни общества. [12, с.193]

Будучи обусловленным рядом вышеуказанных факторов, образ жизни находит отражение в определённом поведении человека, включающем отношение к здоровью, к получению образования, профессиональной подготовке, к семье и браку, миграционное поведение. Индивидуальные или групповые особенности поведения связаны с такими характеристиками как пол, возраст, семейное состояние, мобильность, культурный и образовательный уровень и т.д. Образ жизни влияет на жизненные цели человека, материальные и духовные интересы и методы их реализации в труде, творчестве и потреблении материальных и духовных благ; на приоритеты, которые он отдаёт тем или иным ценностям, благам и формам поведения. [4, с.292]

В социологических исследованиях обращение к категории образа жизни используется для повышения научной обоснованности социально-экономического планирования, управления социальными процессами путём комплексного подхода к его объектам. С этой целью авторы Российской социологической энциклопедии условно расчленяют образ жизни на блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и общественно-политеческой деятельности, сопряжённые с показателями условий жизни материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную модель образа жизни, которая затем преобразуется в поисковую и нормативную прогнозные модели. На основе сопоставления последних вырабатываются соответствующие рекомендации для планирования и управления. [17, с.327]

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что образ жизни представляет собой некий синтез, единство социально типического и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного человека. Будучи исторически обусловленной категорией, образ жизни способен точно отражать специфику развития человеческого общества и сознания на разных этапах исторического процесса, чем и объясняется повышенное внимание к нему со стороны представителей гуманитарных наук.

1.3.Стиль жизни как социокультурная характеристика аудитории

Понятие «стиль» вс больше заполняет нашу повседневную жизнь. «Стильная мебель», «стильный прикид», «стильная тусовка» – одни из самых распространённых рекламных клише на сегодняшний день. Стиль возникает повсюду, вынашивается в ткани всей общественной жизни целиком, и потому неизбежен, проступает лишь разными своими гранями, но везде соответствуя своей качественной определённости. Безнадёжны попытки противостоять стилю, так как он включает и эти попытки, делая их собственными чертами. Фантастическое многообразие декларируемых и отстаиваемых индивидуальных стилей образует один общий стиль жизни. К анализу этого понятия мы и предлагаем обратиться в данном разделе.

Наиболее широко анализируемое понятие трактуется в Российской социологической энциклопедии: стиль жизни - это социально-психологическая категория, выражающая определённый тип поведения людей.[17] Согласно Краткому словарю по социологии стиль жизни - это определённый тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. [12] В.Н. Лавриненко в книге «Социология» определяет стиль жизни как общую модель жизни, вырабатываемую людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями. [19, с.293]

Сопоставив данные определения, можно сказать, что носителем стиля жизни является индивид либо группа, а сам стиль жизни формируется на основе устойчиво воспроизводимых в повседневной деятельности черт и склонностей его носителя

Доктор социологических наук Г.И.Осадчая в статье «Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация» в качестве факторов, конструирующих жизненные стили, выделяет условия бытия; традиции и содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценки жизненных феноменов; институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определённого типа личности. Также, по мнению Г.И.Осадчей, мощным фактором стилевой дифференциации следует считать укореняющийся сегодня процесс глобализации. [14, с.89]

Однако стиль жизни отдельных личностей может быть обусловлен не только особенностями образа и стиля жизни данного общества и той социальной среды, к которой принадлежат индивиды, но и спецификой их индивидуальных психологических свойств, интересов и потребностей. Для выполнения одной и той же социальной функции разные лица применяют свой индивидуальный стиль, приспосабливая способ действий к своим психофизиологическим особенностям и добиваются равно успешного результата. [17, с.539]

Швейцарский исследователь Макс Люшер выделяет шесть возможных стилей жизни:

1.         могущественность: носители этого жизненного стиля в своей деятельности, как правило, мотивируются желанием приобрести уверенность в себе и стремлением вызвать уважение. В результате действия вышеуказанных мотивов возникает потребность могущества, вытесняющая в свою очередь беспомощность и неуверенность в себе, свойственную представителям рассматриваемой группы.

2.         потребность в любви: беспомощность, а также неуверенность в себе, характерные для представителей предыдущей группы, могут стать причиной формирования ещё одного стиля жизни, определяющим мотивом которого является потребность в любви.

3.         элита: для носителей этого стиля жизни важны два чувства себя: самоуважение и внутреннее удовлетворение. Наибольшая ценность для представителей этой группы - жить согласно собственным убеждениям, чтобы благодаря этим началам сохранить самоуважение и удовлетворенность жизнью.

4.         популярность: скрытой мотивацией поступков носителей этого стиля жизни служат два ослабленных чувства себя: боязнь быть отвергнутым и слабая уверенность в себе. Популярность является для членов данной группы фактором, компенсирующим негативное воздействие на личность вышеуказанных чувств.

5.         знаменитость: деятельность носителей данного стиля жизни может быть мотивирована двумя факторами: личное тщеславие или стремление превзойти кого-то (знаменитости такого рода, чтобы добиться своего, часто действуют согласно учениям и даже догмам); стремление что-то понять и правильно действовать (такие люди достигают зрелости через напряженное критическое внимание к действительности, а вместо эгоцентрического тщеславия на первый план выходит создание гармонии, социальное, научное или художественное творчество).

6.         общительность: для представителей этой группы характерна сниженная уверенность в себе и неудовлетворенность, что компенсируется через общение с множеством людей, порождающее чувство защищённости, которое в свою очередь приносит удовлетворение носителям данного образа жизни.

Исходя из этого, можно рассматривать как существенный признак индивидуальности, проявление её самостоятельности, её способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, «интересной» в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. [24]

Довольно интересный подход к понятию «стиль жизни» предлагают Владимир Динес и Николай Ильин в статье «Социально-психологический портрет поколений». Авторы делят современное российское общество на поколения и характеризуют стиль жизни каждого из них, отталкиваясь от количества лет, прожитых ими в советский и постсоветский периоды развития России:

·           Поколение пятидесятилетних (51-60 лет). Данное поколение в настоящее время является в России самым малочисленным среди населения в трудоспособном возрасте, поскольку значительная часть данной возрастной когорты составляют люди 1944-1947 года рождения, когда был спад рождаемости из-за войны. Средний образовательный уровень поколения пятидесятилетних несколько ниже, чем у более младших, так как его представители заканчивали школу до введения обязательного среднего образования. По своим ценностным ориентациям, политическим взглядам, эмоциональному настрою пятидесятилетние не составляют единого массива, однако характеристики представителей данной группы всё-таки более едины, чем у младших поколений, что объясняется спецификой жизненного опыта. Представители данной группы в значительной степени сохранили психологию и ценностные ориентации прежнего общества. Важнейшими жизненными ценностями для людей этого поколения являются семья, работа, друзья. Пятидесятилетние испытывают наибольшую степень доверия к армии и церкви, наименьшую – к парламенту и СМИ. Это поколение весьма негативно относится к Западу. Желающих покинуть Россию – незначительное количество, хотя это связано не только с патриотизмом, но и пониманием трудностей своей адаптации в чужой стране. Отношение большинства представителей данного поколения к демократическим ценностям можно охарактеризовать как теоретически нейтральное, а на практике преобладает склонность к авторитарной власти. Довольно высока доля проявляющих интерес к политике. Представители 50-летних нацелены не на повышение своего статуса, а на его сохранение, что обусловливает низкий уровень социальной мобильности.

·           Поколение сорокалетних (41-50 лет). Данное поколение не только воспитывалось в советский период, но и провело в нём около половины сознательной жизни. Поэтому целый ряд параметров совпадает со старшим поколением, хотя имеется и ряд различий. Ведущими ценностными ориентациями и здесь являются семья, работа и друзья, однако повышается и значение таких ценностей как богатство, потребление. Из общественных институтов наибольшее доверие вызывают также армия и церковь, а степень доверия к политическим институтам ещё более падает. Противоречиво отношение сорокалетних к Западу: в целом оно негативное, не если брать отдельные компоненты западной жизни, то многие из них оцениваются положительно и являются предметом подражания, однако доля желающих покинуть Россию также невысока. Отношение к демократическим ценностям данного поколения скорее нейтральное, так как люди не видят путей их реального воздействия на свою жизнь. Высока доля людей, предпочитающих твёрдый порядок свободе и демократии. Число интересующихся политикой значительно ниже, чем в старшем поколении, соответственно и доля желающих лично заниматься политикой. Среди представителей данного поколения заметно больше людей, нацеленных на повышение своего социального статуса.

·           Поколение тридцатилетних (30-40 лет). У данного поколения на советский период приходятся в основном детские и юношеские годы. Причём сознательная жизнь представителей этого поколения проходила в период кризиса и разложения советской системы, что отразилось на жизненных ориентациях. Доминирующими ориентациями и здесь являются семья и работа, однако существенно выше, чем у предыдущих поколений, значение ценностей досуга и богатства. У представителей данного поколения наблюдается низкая степень доверия практически ко всем общественным институтам. Хотя среди представителей данного поколения существует позитивное отношение ко многим ценностям западного общества, в то же время сильны и антизападные настроения, велика доля людей, выступающих за самобытный путь России. Доля людей, допускающих для себя возможность покинуть Россию довольно велика. Данное поколение характеризует значительно более позитивное, чем у предыдущих поколений отношение к демократическим ценностям. В подавляющем большинстве тридцатилетние негативно относятся к политической сфере, не интересуются политикой и не желают ей заниматься. Для представителей данного поколения характерна высокая нацеленность на повышение своего социального статуса.

·           Поколение двадцатилетних (20-29 лет). Данное поколение формировалось в основном уже в постсоветский период и наиболее отличается от других. У данного поколения значение таких ценностей, как семья и работа, несколько снижено, но всё же они остаются в числе ведущих. Заметно выше, чем у других поколений, ориентация на досуг и потребительство. Степень доверия к основным общественным институтам невысока. Для данного поколения характерно противоречивое отношение к Западу: с одной стороны стандарты западного общества всё больше распространяются среди молодёжи, с другой – многими молодыми Запад воспринимается как враждебная сила. Немало молодых людей готовы эмигрировать. Для молодёжи характерно в целом позитивное отношение к демократическим ценностям, но эта позитивность носит пассивный характер. Политикой интересуется сравнительно небольшая часть молодёжи и ещё меньшая желает ею заниматься. Данная группа наиболее нацелена на повышение своего социального статуса, что обусловливает максимальный уровень социальной мобильности, свойственный данному поколению.[6, с.5-8]

Подводя итог, следует сказать, что стиль жизни – характеристика присущая индивиду или группе и обусловленная постоянно воспроизводимыми чертами их деятельности. Также следует отметить некоторую двойственность анализируемого понятия: являясь результатом воздействия общества на личность, стиль жизни одновременно является показателем индивидуальности личности, тем самым характеризуя отношения индивида и общества, членом которого он является.


ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАЛУЖСКОЙ АУДИТОРИИ РАДИО ШАНСОН

2.1. Радио как средство массовой информации

Радио является вторым по времени появления средством массовой коммуникации после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, создавать «перемонтажные» произведения и т.д. [16, с. 244]

Довольно полную классификацию радиопередач предлагают авторы книги «Паблик рилейшнз: Учебное пособие для вузов» Ф. Джефкинс и Д. Ядин. Они выделяют следующие категории радиоматериалов:

·          программы идущие в прямом эфире;

·          записанные программы;

·          специально подготовленные версии телевизионных программ;

·          радиопередачи по телефонным звонкам. [5, с.105]

Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина». Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда,— это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. [16, с.245]

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно—передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами.

Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио. [10, с.103]

Определенным образом при контактах с радио негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия («радиообеспечение» утреннего времени, времени в пути, организация функционального радио в трудовом процессе. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих.[16, с.245]

Я.Н. Засурский выделяет следующие особенности современного отечественного:

·        системное функционирование отечественных общенациональных, региональных и местных радиостанций, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей;

·        сформирован стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов;

·        определена аудитория различных станций;

·        основными векторами развития радиовещания являются специализация каналов, поиск вещательной ниши, аудитории, формата;

·        рост оперативности, достоверности и динамичности вещания;

·        развитие разговорных программ типа шоу;

·        развлекательный характер содержания радиопрограмм;

·        интерактивность вещательных программ. [8, с.144]

Подводя итог, следует отметить, что даже несмотря на вневизуальный характер радиоинформации, радио предоставляет уникальные возможности для взаимодействия с аудиторией. Использование его вкупе с другими СМИ может значительно увеличить эффективность коммуникационного воздействия.

2.2. История Радио Шансон

Радио Шансон начало своё вещание 15 августа 2000 года. 18 апреля 2001 года был осуществлён переход в FM диапазон, где за станцией была закреплена частота 103,0. Переход на FM способствовал привлечению большого количества новых слушателей, в результате чего аудитория радиостанции значительно расширилась. Это обусловлено, прежде всего, тем, что часть слушателей «Радио Шансон» предпочитала слушать музыку на кассетах, а с появлением FM частоты такая необходимость отпала, поскольку гораздо удобнее стало просто включить радио. При формировании своей программной политики «Радио Шансон» ориентируется на ценности русской культуры, ее традиционную духовность, а также учитывает особенности национального характера. Отличительной чертой шансона как стиля музыки является органическая взаимосвязь стихов и музыкальной аранжировки, также присущая и традиционной российской песенной культуре. В создании эфира используются несколько российских песенных жанров: авторская песня, традиционный и современный городской романс, рок-музыка и народная песня, русский джаз, песни из кинофильмов. Впервые в России в широковещательном эфире представляются музыкальные произведения и авторы, ранее запрещённые советской цензурой, а также звучат стихи и песни русской эмиграции разных лет. Музыка перемежается как традиционными для всех радиостанций программами (выпуски новостей и программы, составленные по заявкам слушателей), так и оригинальными авторскими программами, посвященные музыкальным жанрам «Радио Шансон». Помимо этого важной частью вещания являются живые акустические концерты, с большим успехом проходящие в прямом эфире. Как следствие такой музыкальной направленности в эфире «Радио Шансон» никогда не повторяются музыкальные подборки других радиостанций, а также практически не используется коммерческая танцевальная музыка, что в свою очередь позволяет избежать столкновений и соперничества с другими станциями и даёт возможность существовать в своей собственной, до сих пор ещё никем не занятой нише. К тому же выбранный формат позволяет полностью её заполнить. В фонотеке «Радио Шансон» более 5000 дисков, а исполнителей, которые звучат в эфире более 600. Большая заслуга «Радио Шансон» состоит в том, что жанр, который всегда был на задворках с появлением радио стал полноправным. Огромная аудитория и высокий рейтинг радиостанции говорят о том, что данная музыка очень близка огромному количеству людей в нашей стране. [25]

2.3.     Экспериментальное исследование калужской аудитории Радио Шансон

В рамках написания курсовой работы было проведено экспериментальное исследование, целью которого было выявление особенностей стиля жизни калужской аудитории Радио Шансон. Сроки проведения исследования – с 01.01.2008 по 01.06.2008. В качестве метода использовалась анкетный опрос (см. прил. №1). Был выбран именно этот метод, поскольку он позволяет довольно точно и быстро определить ценностные ориентации, установки и предпочтения респондентов, что в свою очередь даёт возможность выявить их стиль жизни. [22, с. 89]

В исследовании использовался метод случайной выборки, отличительной чертой которого является то, что все представители целевой аудитории имеют равные шансы быть избранными для проведения исследования. Объём выборочной совокупности составил 110 человек. Согласно мнению Дж. Гэллапа при таком количестве респондентов полученные данные будут иметь характер приближенной надёжности, а ошибка выборки не превысит 11% [22, с. 61]. Этот показатель является приемлемым, поскольку исследование, проводимое нами, не является маркетологическим.

Исследование проводилось среди респондентов от 25 до 64 лет, поскольку согласно исследованиям проведенным Gallup Media ядро аудитории Радио Шансон составляют слушатели именно этой возрастной группы.[25]

В анкетировании приняли участие 110 респондентов, 65% (72 человека) которых составили мужчины и 35% (38 человек) - женщины. 35% (39 человек) опрошенных проживают в Московском районе Калуги, 29% (31 человек) - в Октябрьском и 36% (40 человек) - в Ленинском районе.


Рис. №1. Районы проживания респондентов.

45% (48 человек) опрошенных имеет среднее образование, среднеспециальное и среднетехническое образование имеют 33% (37 человек) респондентов, незаконченное высшее и высшее 2% (человека) и 20% (23 человека) соответственно. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о довольно невысоком общем образовательном статусе респондентов.

Рис. №2. Градация респондентов по образовательному уровню.

Данные полученные относительно возраста респондентов позволяют сделать вывод, что среди калужской аудитории Радио Шансон преобладают слушатели 35-44 (41 человек) и 45-54 (32 человека) лет, возрастные группы 25-34 (23 человека) и 55-64 (14 человек) лет выражены не так ярко.

  

Рис. №3. Градация респондентов по возрастному признаку.

При дальнейшем описании результатов исследования мы будем использовать именно возрастную градацию ЦОГ, поскольку использование других критериев в качестве основания классификации не позволяет в рамках нашего исследования достаточно точно очертить границы ЦОГ.

Относительно приоритетного времени прослушивания Радио Шансон в будние дни были получены следующие данные:


Таблица 1.

Приоритетное время прослушивания Радио Шансон в будние дни.

Время прослушивания Процент от общего числа упомянутых промежутков времени
1 2
С 8 до 12 часов 30%
С 12 до 17 часов 20%
С 17 до 22 часов 44%
С 22 до 24 часов 6%

Как следует из таблицы приоритетным временем прослушивания Радио Шансон в будние дни являются промежутки с 17 до 22 часов (44%) и с 8 до 12 часов (30%) - эти интервалы упоминались стабильно часто среди респондентов всех возрастных групп. Наиболее редко упоминался промежуток времени с 22 до 24 часов (6%).

Относительно приоритетного времени прослушивания Радио Шансон в выходные дни были получены следующие данные:

Таблица 2.

Приоритетное время прослушивания Радио Шансон в выходные дни.

Время прослушивания Процент от общего числа упомянутых промежутков времени
1 2
С 8 до 12 часов 29%
С 12 до 17 часов 20%
С 17 до 22 часов 35%
С 22 до 24 часов 16%

Как следует из таблицы, приоритетное время прослушивания Радио Шансон в выходные дни совпадает со временем прослушивания по будням – наиболее часто упоминаемые промежутки - с 17 до 22 часов (44%) и с 8 до 12 часов (30%). Однако показатель прослушивания Радио Шансон в промежутки с 12 до 17 и с 22 до 24 часов по выходным дням выше 20% и 16% соответственно.

83% (92 человека) опрошенных состоят в браке и 17% (18 человек) не состоят. Наиболее распространённым среди респондентов является тип семьи, состоящей из 3-4 человек (простой нуклеарный тип) - 74% (82 человек), семьи, состоящие из 1-2 человек – 22% (24 человека) и семьи, в которых 5 и более членов – 4% (4 человека).

Рис. №4. Численный состав семей респондентов.

Возрастной состав респондентов определяет тот факт, что 95% (104 человека) из них уже не учатся, хотя в группе от 25 до 34 лет все же есть опрошенные, которые проходят обучение, они составили 5% (6 человек) от общего числа респондентов. 92% (103 человека) опрошенных заняты в трудовой деятельности и соответственно 8% (9 человек) - не заняты. При анализе ответов на вопрос о сфере занятости работающих респондентов были получены следующие данные:


Таблица 3.

Сфера занятости респондентов.

Сфера занятости Процент респондентов
1 2
Государственная 42%
Частная 50%
Индивидуальная 8%

Как следует из таблицы большинство опрошенных занято в частном (50%, 51 человек) и государственном (42%, 43 человека) секторах экономики. Уровень занятости респондентов в индивидуальном секторе низок, что возможно обусловлено в целом невысоким образовательным статусом опрошенных. Респонденты оценивают уровень своей материальной обеспеченности следующим образом: 66% (70 человек) считают его средним, 17% (19 человек) - низким, за чертой бедности, 15% (16 человек) затрудняются ответить на этот вопрос и 2% (2 человека) оценивают его как высокий.

Для определения уровня социального оптимизма респондентам был задан вопрос «уверены ли Вы, что сможете реализовать свои жизненные планы». В зависимости от ответа на этот вопрос респондентов можно объединить в 3 группы:

·          оптимисты респонденты, ответившие на поставленный вопрос «полностью уверен» (33%, 36 человек). Наибольшее количество таких ответов было получено среди групп от 25 до 34 и от 35 до 44 лет. Респонденты этих групп характеризуются высоким уровнем социального оптимизма. Объяснить этот факт можно тем, что представителям данных возрастных групп свойственна высокая нацеленность на повышение своего социального статуса, уверенность в собственных потенциальных возможностях и как следствие позитивное видение своего будущего.[6, с.7]

·          неуверенные респонденты, ответившие «не совсем уверен» (54%, 59 человек). Ответ характерный для возрастных групп от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет. Для данных респондентов характерен сниженный уровень социального оптимизма. Объяснить это можно тем, что для членов указанных возрастных групп характерна нацеленность на сохранение своего социального статуса, также данным респондентам свойственна некоторая социальная апатичность, возможно неспособность к быстрой адаптации.[6, с.7]

·          пессимисты респонденты, ответившие «совсем не уверен» (13%, 15 человек). Наиболее часто такой вариант ответа встречался в группе от 45 до 54 лет. Для респондентов данной группы характерен низкий уровень социального оптимизма. Им свойственна неуверенность в собственных силах, возможно заниженная самооценка. Преобладание в планах этих респондентов на будущее нацеленности на отдых и поддержание существующего положения вещей позволяет сделать вывод о некоторой социальной аморфности представителей данной группы.

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно выявить тенденцию снижения уровня социального оптимизма с повышением возраста респондентов, что возможно обусловлено низкой реализацией ими своих жизненных планов.

Рис. №5. Уровень социального оптимизма респондентов.

Для определения характера отношения к жизни респондентам был задан вопрос «способны ли Вы рисковать». Большинство респондентов ответили «не считаю это целесообразным, если это не оправдано» (59%, 65человек), следующим по популярности стал ответ «да, я могу пойти на риск» (35%, 38 человек) и наиболее редко респонденты отвечали «нет, я никогда не рискую» (6%, 7 человек). Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что среди респондентов преобладает рациональное отношение к жизни, а их действия характеризуются прагматичностью и обдуманностью. Также следует отметить, что, сравнивая ответы, данные на этот вопрос респондентами разных возрастных групп, можно проследить тенденцию роста социальной прагматичности жизненных взглядов с ростом возраста респондентов.

Рис. №6. Уровень социальной прагматичности респондентов.

Также респондентам было предложено проранжировать наиболее значимые жизненные ценности. Наиболее часто упоминаемыми среди опрошенных ценностями стали следующие: «семью» - 35%, «здоровье» - 30% и «материальное благосостояние» - 19% упоминаний. Такие ценности как любимая работа, образование и самостоятельность отмечались сравнительно редко - 7%, 5% и 4% упоминаний соответственно. Исходя из ответов, данных респондентами на поставленный вопрос можно сделать вывод, что наибольшее значение для них имеют традиционные ценности. Материальные ценности, хотя и признаются немаловажными доминирующей роли не играют.

 

Рис. 7. Иерархия социальных ценностей среди респондентов.

Также следует отметить, что каких-то принципиальных расхождений в иерархии жизненных ценностей у различных возрастных групп не прослеживалось, что говорит от преемственности жизненного ядра между поколениями.

Изучение предпочтений в сегменте демократических ценностей показало, что большинство опрошенных выбирают справедливость (38%) и свободу (21%), исходя из чего, можно сделать вывод, что в социально-политических установках респондентов преобладают либеральные ценности. Далее по частоте упоминания следуют такие ценности как сильное государство (15%) и правовое государство (13%). Эти ответы были наиболее популярны у респондентов в возрасте 45-54 лет, т.е. в данной группе довольно высока доля людей, предпочитающих твёрдый порядок свободе и демократии, что позволяет сделать вывод об их склонности к авторитарной власти. Наиболее редко назывались такие демократические ценности как независимость (7%) и равенство (6%).


Рис. 8. Иерархия демократических ценностей среди респондентов.

Следует отметить, что приоритет респондентов старших возрастных групп на сильное государство нарушает тенденцию преобладания либеральных ценностей среди более молодых респондентов, что говорит о некотором разрыве преемственности ценностей между поколениями.

Заключительный вопрос, предложенный респондентам, касался их планов на будущее. Полученные ответы были объединены в 7 групп, в зависимости от намерений респондентов:

1.         материальное положение (43%): в группу вошли ответы, связанные с поддержанием или улучшением жилищных условий респондентов, строительством и приобретением ими недвижимости, покупкой автомобилей. Нацеленность на улучшение материального положения характерна для всех возрастных групп респондентов, что говорит о некоторой неудовлетворённости опрошенных материальными условиями своей жизни;

2.         отдых (20%): в группу вошли ответы, касающиеся рекреационно-оздоровительных мероприятий и участия в них респондентов. Наиболее часто такие ответы встречались в возрастных группах 34-44 и 45-54 лет, вероятно, что стремление данных респондентов к отдыху обусловлено их возрастом, а также нацеленностью на сохранение своего социального статуса.

3.         семья (17%): в данной группе суммированы ответы о намерениях респондентов расширить состав своей семьи, воспитать детей. Подобные ответы наиболее часто встречались в группах 25-34 и 35-44 лет.

4.         работа (8%): в группу вошли ответы, касающиеся намерений респондентов продвинуться по службе, сменить место работы, достичь карьерного роста. Подобные ответы наиболее часто встречались в группах 25-34 и 35-44 лет, что обусловлено высокой социальной мобильностью и нацеленностью на повышение своего социального статуса, свойственным респондентам указанного возраста. [6, с.6]

5.         статус кво (8%): в данной группе представлены ответы, связанные с намерениями респондентов сохранить существующие положение вещей. Подобные ответы являются характерными для респондентов групп 45-54 и 55-64 лет, что вероятно обусловлено их ярко выраженной нацеленностью на сохранение своего социального статуса и текущего положения вещей. [6, с.6]

6.         образование (4%): в группу вошли ответы, связанные с намерениями респондентов повысить свой образовательный уровень, дать хорошее образование детям. Данный вариант ответа практически не указывался респондентами, что вероятно обусловлено их невысоким образовательным уровнем и неприоритетностью образования как такового в системе их жизненных ценностей.

Рис. 9. Распределение ответов о планах на будущее по группам.

Таким образом, ответы респондентов наиболее часто касались улучшения материального положения (43%), отдыха (20%) и семьи (17%), что позволяет выявить взаимосвязь и взаимообусловленность доминирующих жизненных ценностей респондентов (семья, здоровье, материальное благополучие) и их планов на будущее.

Подводя итог проведённому исследованию, можно сформировать образ среднестатистического калужского слушателя Радио Шансон: это мужчина в возрасте от 35 до 44 лет, имеющий среднее образование и, как правило, слушающий Радио Шансон с 17 до 22 часов. Он входит в состав семьи, состоящей из 3-4 человек. Такой слушатель занят в трудовой деятельности в частном секторе экономики, а уровень его материальной обеспеченности можно охарактеризовать как средний. Ему свойственна некоторая неудовлетворённость материальными условиями своей жизни и как следствие выраженная нацеленность на улучшение своего материального благосостояния. Для среднестатистического слушателя Радио Шансон характерно рациональное отношение к жизни без чрезмерного оптимизма или пессимизма, его поступки характеризуются прагматичностью и обдуманностью. В ряду жизненных ценностей наиболее важны для него традиционные - семья, здоровье; материальное благополучие играет значительную, но не определяющую роль. Невысокий уровень образования типичного калужского слушателя Радио Шансон обусловливает неприоритетность образования как жизненной ценности в его мировоззренческой системе. Среди общественных ценностей он выбирает справедливость и свободу. В планах на будущее ключевое место занимают улучшение материального положения, отдых и семья.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует сказать, что задачи, поставленные в курсовой работе выполнены, а именно:

·           был собран и проанализирован теоретический материал об образе и стиле жизни как социальных характеристиках аудитории;

·           было произведено планирование и проведение экспериментальное исследование с целью выявления социального портрета и стиля жизни калужской аудитории Радио Шансон;

·           была осуществлена обработка и интерпретация данных экспериментального исследования.

Данные полученные в ходе исследования говорят, что приоритетным временем прослушивания Радио Шансон как в будние дни, так и по выходным являются промежутки с 17 до 22 часов и с 8 до 12 часов. Среди калужской аудитории данной радиостанции преобладают слушатели в возрасте 35-44 и 45-54 лет, возрастные группы 25-34 и 55-64 лет выражены не так ярко. Доминирующее образование – среднее. Большинство слушателей состоит в браке, наиболее распространённым является простой нуклеарный тип семьи. Наибольшее количество слушателей занято в частном и государственном секторах экономики. Уровень занятости респондентов в индивидуальном секторе низок, что возможно обусловлено в целом невысоким образовательным статусом аудитории. В зависимости от уровня социального оптимизма слушателей можно выделить группы оптимистов, неуверенных и пессимистов. Для оптимистов характерна высокая нацеленность на повышение своего социального статуса, уверенность в собственных потенциальных возможностях и как следствие позитивное видение своего будущего. Неуверенные отличаются нацеленностью на сохранение своего социального статуса и некоторая социальная апатичностью. Пессимисты характеризуются неуверенностью в собственных силах, заниженной самооценкой, а также некоторой социальной аморфностью. Среди слушателей Радио Шансон преобладает рациональное отношение к жизни, а их действия характеризуются прагматичностью и обдуманностью. Наибольшее значение в системе жизненных ценностей слушателей имеют традиционные семья и здоровье. В сегменте демократических ценностей предпочтение отдаётся либеральным - справедливости и свободе. Планы слушателей на будущее, как правило, касаются улучшения их материального благосостояния, семьи и отдыха.

На основании полученных данных можно сформировать образ среднестатистического представителя калужской аудитории Радио Шансон. Им является мужчина в возрасте от 35 до 44 лет, имеющий среднее образование и, как правило, слушающий Радио Шансон с 17 до 22 часов. Он входит в состав семьи, состоящей из 3-4 человек. Такой слушатель занят в трудовой деятельности в частном секторе экономики, а уровень его материальной обеспеченности можно охарактеризовать как средний. Ему свойственна некоторая неудовлетворённость материальными условиями своей жизни и как следствие выраженная нацеленность на улучшение своего материального благосостояния. Для среднестатистического слушателя Радио Шансон характерно рациональное отношение к действительности и прагматичность жизненных взглядов. В ряду жизненных ценностей наиболее важны для него традиционные - семья, здоровье; материальное благополучие играет значительную, но не определяющую роль. Невысокий уровень образования типичного калужского слушателя Радио Шансон обусловливает неприоритетность образования как жизненной ценности в его мировоззренческой системе. Среди общественных ценностей он выбирает справедливость и свободу. В планах на будущее ключевое место занимают улучшение материального положения, отдых и семья.

Расширение калужской аудитории Радио Шансон возможно посредством вовлечения в неё представителей возрастной группы от 25 до 34 лет, которая не достаточно ярко представлена в общем составе слушателей данной радиостанции. Как один из вариантов достижения этой цели возможно включение в эфирную ротацию Радио Шансон популярной музыки 80-х 90-х годов, а также расширение стилей музыки, транслируемой в эфире данной радиостанции.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.         Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987. – 237 с.

2.         Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.

3.         Бутенко А.П. Социалистический образ жизни. – Прогресс, Москва: 1979. – 213 с.

4.         Демографический энциклопедический словарь. Редколлегия: Валентей Д.И. и др. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 608 с.

5.         Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. Пособие для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Б.Л. Еремишина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416с. – (Серия «Зарубежный учебник»).

6.         Динес В.А., Ильин Н.И Социально-психологический портрет поколений // Власть. 2005, №11. – 88 с.

7.         Дорфман Л. Я., Дружинин В. Н., Коростелина К. Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. – 309 с.

8.         Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. – М.: Аспект Пресс, 2001. 259 c.

9.         Козлова О.Н. Социокультурные изменения: определение и выбор стиля // Социально-гуманитарные знания. 2000, №4. – 352 с.

10.       Корконосенко С. Г. Основы журналистики.- М.: Аспект-пресс, 2001. 280 с.

11.       Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. – РЕФЛ – БУК, К.: ВАКЛЕР, 2000. – 528 с.

12.       Краткий словарь по социологии. Под общей редакцией Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – Политиздат, 1988. – 479 с.

13.       Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник,1997. – 944 с.

14.       Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социс. 2002, №10. – 160с.

15.       Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или Как успешно управлять общественным мнением. Издание третье, испр. и дополн. М.: Центр, 2004. - 336 с.

16.       Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «журналистика» - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 367с.

17.       Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М, 1998. – 672 с.

18.       Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 440 с.

19.       Социология: Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 448 с.

20.       Социология. Основы общей теории : учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

21.       Социальная философия / Отв. редактор С.Э. Крапивенский. — Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000. — 320 с.

22.       Чумиков А. Н., М.П. Бочаров Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. Пособие. М.: Дело, 2003. – 496 с.

23.       Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.

24.       http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=29414F365424474FB0B35453FC1AA05F

25.       http://www.radioshanson.ru/cont25a.shtml

26.       http://schools.keldysh.ru/co1678/Project/forint/Proekt.Finish_Red/Shanson/Shanson.htm





© 2010 Интернет База Рефератов