реферат
Главная

Рефераты по сексологии

Рефераты по информатике программированию

Рефераты по биологии

Рефераты по экономике

Рефераты по москвоведению

Рефераты по экологии

Краткое содержание произведений

Рефераты по физкультуре и спорту

Топики по английскому языку

Рефераты по математике

Рефераты по музыке

Остальные рефераты

Рефераты по авиации и космонавтике

Рефераты по административному праву

Рефераты по безопасности жизнедеятельности

Рефераты по арбитражному процессу

Рефераты по архитектуре

Рефераты по астрономии

Рефераты по банковскому делу

Рефераты по биржевому делу

Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству

Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту

Рефераты по валютным отношениям

Рефераты по ветеринарии

Рефераты для военной кафедры

Рефераты по географии

Рефераты по геодезии

Рефераты по геологии

Рефераты по геополитике

Рефераты по государству и праву

Рефераты по гражданскому праву и процессу

Рефераты по делопроизводству

Рефераты по кредитованию

Рефераты по естествознанию

Рефераты по истории техники

Рефераты по журналистике

Рефераты по зоологии

Рефераты по инвестициям

Рефераты по информатике

Исторические личности

Рефераты по кибернетике

Рефераты по коммуникации и связи

Учебное пособие: Служебно-деловой этикет

Учебное пособие: Служебно-деловой этикет

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы: Имидж и этикет современного делового человека

Тема: Служебно-деловой этикет

Класс: 10 класс

Время: 45 минут

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

1.         Ознакомиться с понятием о служебно-деловом этикете.

2.         Ознакомиться с имиджем делового человека.

3.         Ознакомиться с особенностями взаимоотношения сотрудника и руководите­ля.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

1.      Знать понятие о служебно-деловом этикете.

2.      Знать особенности взаимоотношения сотрудника и руководите­ля.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

1.         Уметь воспроизводить основные понятия о служебно-деловом этикете.

2.         Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия и плакаты

Литература:

1.         Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

2.           Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские

Ход урока

 

I. Организационный этап

 

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя). Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

 

II. Мотивационный этап

 

Учитель: Что такое «этикет»?

Ученики: ???

Учитель: Слово «этикет» означает правила хорошего тона. Этикет — явление исторически изменчивое. Совре­менный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сбли­жение людей, взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня — это, прежде всего средство общения, регуляции отношений людей. Как справедливо заметил академик Д.С.Лихачев, «В основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо».

открытости для новых идей...

 

III. Сообщение темы и цели урока

 

Учитель: Теперь запишите сегодняшнее число и тему урока: «Служебно-деловой этикет», ознакомимся с понятием о служебно-деловом этикете, имиджем делового человека и особенностями взаимоотношения сотрудника и руководите­ля,  (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV. Изучение нового материала

 

Учитель: Слово «этикет» означает правила хорошего тона. Этикет — явление исторически изменчивое. Совре­менный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сбли­жение людей, взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня — это, прежде всего средство общения, регуляции отношений людей. Как справедливо заметил академик Д.С.Лихачев, «В основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо».

Учитель: Этикет — понятие широкое. Есть этикет дипломатиче­ский, придворный, телефонный, гостевой, служебный, свадебный, гражданский... Нас интересует, прежде всего, служебно-деловой этикет.

Учитель: Итак, чем является служебно-деловой этикет?

Ученики: ???

Учитель:  Это свод определенных правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культу­ры, науки и так далее, то есть в сфере вашей профессио­нальной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени и обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета в большой степени являются условными и носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.

В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хоро­шим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Буфетчица, вахтер, гардероб­щица — все это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся на целый день. Можно пройти мимо, не обратив внимания. Но можно поздороваться, улыбнуться, сказать несколько приятных слов.

Учитель: Имидж делового человека. Каждый из нас создает из се­бя определенный образ, как сейчас говорят — имидж. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотепы, грубияна, скандалиста... Сколько лю­дей — столько и образов.

Во многом наш образ зависит от восприятия нас другим человеком. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих. Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей» предло­жил шесть правил искусства нравиться.

Первое — искренне интересоваться другими людьми. Что­бы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимение «я». Стараться выяснить, как ваш собеседник думает по то­му или иному вопросу, как он живет, чем интересуется.

Второе — улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии и ехидства, идущая изнутри человека, скажет: «Я рад тебя ви­деть, мне приятно говорить с тобой».

Третье — обращаться к собеседнику по имени. Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а если оно сложное — попросить повторить его; если есть возмож­ность записать.

Четвертое — уметь слушать собеседника, при этом зада­вать вопросы, на которые ему хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глу­бокий вздох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит.

Пятое — говорить с собеседником о том, что его интере­сует. Это самый верный путь к сердцу человека.

Шестое — внушать друзьям, коллегам сознание их собст­венной значимости для вас, коллектива, семьи... Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить друзей, благодарить людей за то доброе, что они де­лают для нас. Хорошие слова приятны окружающим. А са­мое главное, после хороших слов, сказанных людям, вы са­ми почувствуете, что становитесь добрее.

Все, здесь сказанное, относится как к руководителю предприятия, офиса, компании, так и ко всем ее служащим.

Учитель: Особенности взаимоотношения сотрудника и руководите­ля. Стиль общения руководителя с сотрудниками определя­ется общим принятым стилем отношений в коллективе. Предпочтительно руководителю обращаться к сотрудникам по имени и отчеству. Либо он может обращаться по фами­лии, но с добавлением слов «господин» или «товарищ». Не стоит обращаться к подчиненным по имени, да еще в сокра­щенном варианте на американский манер. Это говорит о легковесном подражательстве. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени и отчеству. Такова наша традиция. По имени можно обра­щаться к ближайшим сотрудникам, если они молоды и не возражают против такого обращения.

Учитель: Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина с женщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности с выше­стоящим, руководителю не стоит дожидаться, пока с ним поздоровается подчиненный, тем более партнер. Приветст­вуйте своего собеседника первым. Руку при приветствии подает первым руководитель сотруднику. Когда руководи­тель входит в помещение, он первым приветствует сотруд­ников. Они не поднимаются с мест, так как это не школа. Руководитель, особенно если он сравнительно молод, может первым приветствовать сотрудников старше себя по возрасту, а также женщин. Его авторитет от этого не пост­радает, а даже, наоборот, привлечет к нему доброжелатель­ное внимание сотрудников.

Учитель: В каких случаях, перед тем как войти в комнату, надо стучать?

Ученики: ???

Учитель:  Воспитанные и деловые люди никогда не открывают дверь служебной комнаты без предварительного стука, даже если его просят зайти. Постучать надо обязательно. Но зайти можно, не дожидаясь ответа на свой стук. В дело­вом мире принято, что секретарь не стучит в дверь, входя в кабинет своего начальника (хотя и в этом случае могут быть исключения). Это правило распространяется и на те каби­неты, вход в которые открыт для секретаря по служебному праву.

Субординация в деловых отношениях. В управленческих отношениях всегда следует соблюдать иерархию. Руководи­телю необходимо быть предельно корректным. Не следует отдавать распоряжения через голову нижестоящего руководителя. Этим вы подрываете и свой авторитет. Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным, то есть никого не следует выделять даже тоном речи. Руко­водитель обязан относиться ко всем сотрудникам ровно и сдержанно, вне зависимости от личных симпатий и анти­патий.

Учитель:  Организация деловых контактов. Излишняя доступ­ность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Руководителю и его секретарю надо ограничить число лиц, имеющих право входить в кабинет без уведомления. Надо создать порядок, при котором входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находится (особенно строго соблюдать эти правила в часы приема). Желательно, чтобы все посетители, которым не­обходим прямой контакт с руководителем, имели четко фиксированное время визита и были уверены в его осуще­ствимости.

В то же время надо помнить, что недоступность руково­дителя для общения с подчиненными и посетителями ведет к потере информации.

Учитель:  Ведение деловых бесед. Правила этикета предписывают руководителю умение выслушивать людей, не перебивая их, не прерывая, не отвлекаясь на другие дела и других людей. Руководитель, принимающий гостя или просто ведущий беседу с сотрудником, должен оказывать знаки внимания. Похвала, восхищение, интерес, благодарность не только проявление воспитанности и знание этикетных норм, но и показатель уважительного отношения к собе­седнику.

Чтобы научиться эффективному деловому общению, руководителю необходимо обратить внимание на риторику (искусство говорить), дикцию (произношение), интонацию (тон речи). Вот несколько важных общих принципов дело­вого общения:

— избегайте жаргонных слов и оскорбительных выраже­ний;

— умейте слушать других и показывать, что вам это ин­тересно;

— правильно произносите имена и фамилии;

— все служебные тайны, как профессиональные, так и личные, храните при себе;

— будьте осторожны с конфиденциальной информаци­ей, которую случайно могут услышать сослуживцы или по­сетители во время встреч или телефонных разговоров;

— говорите кратко и по существу;

— не «якайте», то есть реже используйте местоиме­ние «я»;

— говорите, опираясь на факты, не увлекаясь деталями, но помните, что, удачно упомянув о детали, вы укрепите ва­шу позицию;

— избегайте назидательного тона;

— ищите выход из сложившейся конфронтации.

Предприниматель (бизнесмен) часто вступает в крат­ковременные контакты с разными людьми, посетителями. При пяти-семиминутном разговоре содержательная информация составляет около четверти полученной ин­формации. Остальная — в результате наблюдения за ходом делового контакта, различных внешних проявлений (стиль, манера, одежда, жесты, мимика). Эта бессловесная информация, как правило, дает гораздо больше словесной. Надо правильно ее понимать и интерпретировать. Язык жестов и условностей — своеобразная книга. Бизнесмену нужно учиться ее читать, не забывая при этом, что и он сам является объектом пристального наблюдения.

Учитель:  Деловая переписка. Помните, что деловое письмо должно быть кратким и понятным. Критерием эффек­тивности является ясность изложения, грамотность и вежливость. Любое письмо следует начинать с обраще­ния «уважаемый», а в случаях особой человеческой или профессиональной дружбы — «дорогой». Затем следует имя и отчество или фамилия. Перед фамилией обяза­тельно употребление слов: «товарищ», «коллега», «госпо­дин». Обращаясь, употребляйте самый высокий титул того, к кому вы обращаетесь. Не забывайте об общепри­нятых «пожалуйста», «будьте добры», «заранее благода­рю», «с уважением», «до свидания», «до встречи», «искренне Ваш» и т.п.

Используйте сложившуюся в нашей стране форму дело­вого письма.

Заголовок

Внутренний адрес                  Дата отправления

Вступительное обращение (в конце запятая, а не восклицательный знак).

Текст письма печатается через 1,5—2 интер­вала на одной стороне листа с выделением полей сле­ва 2—3 см, справа — 1,5—2 см.

Заключительная форма вежливости.

Подпись

Приложения

Если в деловом письме вы хотите предварительно дать аннотацию, то поместите ее между вступительным обраще­нием и основным текстом и подчеркните.

Учитель:  Рекомендуется не складывать деловое письмо в конвер­те больше, чем в два раза (текстом внутрь). Наиболее важ­ные письма желательно не сгибать, а отправлять в больших конвертах. На письма следует отвечать быстро (не более чем через 5 дней). В случае задержки попросите извинения и объяс­ните причину несвоевременного ответа.

Вежливость обязывает вас посылать письменную благо­дарность за полученные по почте услуги и поздравления с уведомлением об их получении. Ответное поздравление посылается к следующему празднику или торжественной дате.

 

V. Применение новых способов, умений и действий.

 

Учитель: Итак, а теперь задание: Вы собираетесь работать в фирме. Опишите предполага­емую внешность будущего руководителя

 

VI. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

 

Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием о служебно-деловом этикете, имиджем делового человека и особенностями взаимоотношения сотрудника и руководите­ля, 

 

VII. Задание домашнего задания

Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать §19. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель: Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!





© 2010 Интернет База Рефератов